10:12, 16 апреля 2020
Интервью с руководителем магистратуры «Когнитивные нейронауки» Мариной Клименских
Как выбрать образовательную программу в условиях, когда реальность встала с ног на голову, а политики и рыночные аналитики не готовы давать внятные прогнозы? Голос сердца, шепот мозга, опыт родителей – что поможет абитуриенту этой весной сделать правильный выбор? Об этом мы поговорили с руководителем магистерской образовательной программы «Когнитивные нейронауки» Мариной Клименских.
Есть ощущение, что приемная кампания в вузы в этом году пойдет непросто. На дворе кризис. По логике спрос на образовательные программы бакалавриата и магистратуры, где мало и вообще нет бюджетных мест, резко упадет.
Эта страшилка преследует гуманитариев и родственные им специальности типа нашей не первый год, но категорически не сбывается. «Нейрокогнитивную психологию», как и психологию в целом, выбирают люди мотивированные, то есть зрелые, с осознанным поведением.
Бюджетных мест немного, но они есть. В этом году, как и в прошлые пять лет существования нашей программы, очевидно, борьба за них развернется среди сильных ребят, которые уже в бакалавриате начинают делать серьезную науку с хорошими грантами и рейтинговыми публикациями. А задачи перед нашими студентами мы ставим сложные.
Прежде всего, научиться работать с аппаратами, которыми оснащены лаборатории исследования мозга и нейротехнологий (это научно-исследовательская база нашей программы). И, конечно, поднимать как фундаментальные темы механизмов работы мозга, так и практикоориентированные проекты, связанные с выявлением биологических основ поведения человека в быту, в бизнесе, в семье и т.п. – это для серьезных людей, это трудоемко.
А где потом применять эти уникальные знания?
Наши выпускники, ориентированные на науку, часто продолжают обучение и поступают в аспирантуру к нам в университет или в столичные и даже зарубежные вузы. Часть из них уходит в медицинские и исследовательские центры, к примеру, наши работодатели это Уральский центр реанимационной нейрореабилитации и УГМК-Здоровье. И, конечно, качественная психологическая и нейропсихологическая подготовка позволяет выпускникам работать в ведомственных и частных психологических центрах, где их трудоустраивают в качестве психологов, нейропсихологов. Или, к примеру, полиграфологов, на которых сейчас большой спрос в силовых структурах, с которыми мы активно сотрудничаем.
«Когнитивные нейронауки» представлены на сайте УрФУ как прорывная и инновационная программа? Но пока вы говорите про «классику жанра» - наука, медики, силовики. Что здесь инновационного?
Инновационность нашей программы в том, что она объединяет знания и практические навыки из разных областей работы с человеком – подбор курсов от нейропсихологии до вычислительных нейронаук и нейропедагогики делает подготовку междисциплинарной и интегральной. За этим будущее. Если вы читали Атлас профессий будущего от фонда Сколково и знаете, что уже до 2030 года с рынка труда исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых – тогда вам к нам. Кстати, журналист в группе риска, вместе с бухгалтером, нотариусом, логистом и даже, учителем.
Значит, надо брать «курс на опережение»?
Абсолютно. Иначе время упустим. Но еще не поздно переквалифицироваться, к примеру, из маркетолога в нейромаркетолога, из преподавателя системы дополнительного образования в «куратора коллективного творчества», а из системного администратора в «проектировщика нейроинтерфейсов». «Классических» психологов это тоже касается. На рынке труда уже появился запрос за «специалистов по счастью», «разработчиков инструментов обучения состояниям сознания» … и таких «бирюзовых» вакансий все больше.
Но бирюзовые компании – это, прежде всего, IT. Как когнитивные нейронауки соотносятся с этой сферой?
Напрямую. Наших выпускников туда охотно берут. Ни один технологичный продукт не может быть востребованным, если на этапе его разработки в проектную команду не входил специалист, обладающий глубоким понимаем биологических процессов, которые происходят во время восприятия, обработки и усвоения той или иной информации. Потому наши выпускники находят работу и в hr –службах, и в аналитических департаментах, и в проектных командах по разработке IT-решений. Сбербанк, СКБ-Контур, инновационные стартапы. Там работают наши ребята.
Кстати, кто они? Кто вообще идет к вам на программу?
Программа «Когнитивные нейронауки» составлена так, что даже человек без базового психологического образования может очень быстро войти в контекст, подтянуть свои знания по основным психологическим дисциплинам, успешно обучаться и проводить исследования в области когнитивной проблематики. Примерно половина наших студентов имеют диплом бакалавра-психолога, остальные – экономисты, математики, IT-шники, медики и выпускники различных гуманитарных факультетов.
Про междисциплинарность понятно. Поясните еще про билингвальность.
Уникальность нашей программы состоит еще и в том, что она была открыта именно как англоязычная. Сегодня на программе совместно с российскими ребятами обучается 12 иностранных студентов из Греции, Индии, Ирана, Марокко, Шри-Ланки, Турции. До этого года все пять лет работы «Когнитивных нейронаук» мы проводили занятия только на английском. Но с этого года образовательный процесс будет реализовываться и на русском. Мы позиционируем английскую и русскую версии программы как единый образовательный продукт. Это даст возможность нашим студентам работать в интернациональных исследовательских проектных группах.
Рассчитываем, на то, что это повысит коммуникативные компетенции магистрантов и сэкономит их время и деньги на обучение иностранным языкам, ведь образовательный процесс и исследовательская работа будут проходить в естественном общении заинтересованных преподавателей и молодых ученых из разных уголков мира.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte