10:13, 30 апреля 2020
Участие приняли более 100 детей с нормальным развитием, а так же с риском РАС и СДВГ
Преподаватели и сотрудники Департамента психологии в рамках реализации проекта 17-36-01100 «Исследование влияния фактора детско-родительского взаимодействия на раннее когнитивное и сенсомоторное развитие детей», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований, установила, что, в группах детей, перенесших ишемический инсульт и имеющих семейный риск РАС и СДВГ в определенных возрастных точках снижено количество адаптационных навыков по сравнению с контрольной группой, однако к 36 месяцем оно выравнивается. Поведение родителей экспериментальных групп в различных точках исследования отличается от поведения родителей детей из контрольной группы, поскольку, вероятно, родители детей с семейным риском РАС и СДВГ переносят свое поведение со старшего ребенка на младшего, постепенно подстраиваясь под особенности младшего ребенка, а родители детей с ишемическим инсультом вынуждены учится быть более инициативными и директивными для того, чтобы реабилитировать ребенка. Был также обнаружен ряд корреляций между детьми раннего возраста и уровнем адаптационных навыков ребенка. Полученные данные легли в основу 15 публикаций, в том числе, коллективной монографии.
В исследовании за 3 года приняли участие более 100 детей в возрасте от 5 до 36 месяцев с нормальным развитием и с особенностями развития: дети, перенесшие ишемический инсульт, дети с риском развития расстройств аутистического спектра, СДВГ.
Грант реализовывался под руководством кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии образования Людмилы Валерьевны Токарской. В разные годы его исполнителями стали младший научный сотрудник лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития Мария Александровна Лаврова, младший научный сотрудник Надежда Игоревна Бакушкина, младший научный сотрудник Зоя Сергеевна Лазаускене, студентка Анна Владимировна Кукарских.
В рамках работы над проектом было важно получить ответ на вопрос о том, чем в большей степени определяются навыки саморегуляции: врождёнными качествами, которые описываются темпераментом ребенка или воспитательной средой, то есть тем, как родители взаимодействуют с ребенком. Значимым стало понять, каково влияние поведения родителей при взаимодействии с ребенком (разные стили взаимодействия, тренировка когнитивных навыков) на различных этапах развития, а также, в какой период это влияние является критическим. Для получения ответа на эти вопросы был применен не совсем обычный для психологии метод анализа данных - дерево решений.
Общие результаты исследования показывают, что разработанный протокол лонгитюдного исследования младенцев позволил выявить различия в динамике развития когнитивных и сенсомоторных функций у детей из групп риска нейрокогнитивного развития, а также сравнить ее с динамикой развития у детей из контрольной группы. Было изучено влияние детско-родительское взаимодействие на раннее когнитивное и сенсомоторное развитие детей раннего возраста с нейрокогнитивными рисками.
Кроме того, были выявлены периоды развития, в которые происходят сдвиги в развитии когнитивных и сенсомоторных функций у детей групп риска в зависимости от стиля воспитания и детско-родительского взаимодействия. Знание этих периодов позволяет планировать коррекционные и развивающие воздействия, которые могут принести наибольший эффект.
На основе полученных данных была разработана психокоррекционная программа, направленная на коррекцию детско-родительских отношений и обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с детьми для предупреждения и снижения отклонений в сенсорной и когнитивной сферах. Всего по программе осуществлялось сопровождение 18 семей, в которых выявлена не только динамика по адаптационным показателям у детей, но и изменения в поведении родителей. Кроме того, часть детей, с семьями которых программа реализовывалась, смогли посещать общеобразовательные детские сады без каких-либо сложностей и дополнительной поддержки, не выделяясь из коллектива сверстников. Дальнейшая реализация программы также будет способствовать уменьшению количества "неуспешных" в дошкольном и школьном возрасте детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью.
Проведенное исследование, кроме того, может стать основной для дальнейшего лонгитюдного изучения когнитивного и сенсомоторного развития детей, принявших участие в данном проекте.
В настоящее время чрезвычайно важно при оказании ранней помощи осуществлять переход от тренировки изолированных навыков к функциональному подходу, и нормализации жизни, то есть развивать адаптационные навыки ребенка. Важно переходить от изоляции ребенка к его активному включению во все сферы жизни. Полученные данные свидетельствуют о том, что в зависимости от различного нарушения развития изменяются и различные адаптационные навыки, и различное поведение родителей в разные возрастные точки может повлиять на развитие этих навыков. Таким образом, можно показать, как усилить влияние семьи на развитие детей с рисками развития и использовать обычную и повседневную среду развития ребенка.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte