13:23, 10 июля 2020
Психологи института профессионально подошли к вопросу благоприятного образовательного процесса
На Международной конференции INTED 2020 в г. Валенсия, Испания, были представлены результаты исследования структурной динамики и психолингвистических коррелят нарушений при обучении в среде высшего образования, выполненного по условиям конкурса «Мой первый грант», организованного Уральским гуманитарным институтом. Исполнителем проекта стала междисциплинарная группа исследователей: Дария Бердникова, Сергей Свердлов, Виктория Архипова и Инна Гоголева (представители психологических, социологических и лингвистических наук).
«Проект посвящён одной из наиболее острых проблем педагогического процесса – дидактогениям – состояниям, ведущим к нарушениям в профессиональной и личной сферах вследствие ряда ситуаций и состояний в процессе обучения. Получение образования – это труд и старания человека, стремление к достижениям и успеху, и вложение сил в лучшее будущее, а для многих – и в исполнение мечты. И на пути к заветным знаниям нередки трудности, переживания, случается перенапряжение. При неблагоприятном стечении обстоятельств такие ситуации впоследствии формируют неврозы, приводящие к ряду далеко идущих последствий для человека и его окружения. Наша цель – определить все факторы формирования данных состояний и подобрать оптимальные инструменты для нивелирования рисков, коррекции и профилактики дидактогений», – поясняет руководитель проекта, научный сотрудник департамента психологии УГИ Сергей Свердлов.
Исследование началось с поиска и обработки теоретических материалов по тематике дидактогенических неврозов (включая зарубежные источники). В то время как школьные дидактогенные неврозы рассматриваются современной наукой достаточно широко, научная разработка данной проблемы в рамках высшего образования практически не велась, что связано с отсутствием валидной методики диагностики данных состояний. Дидактогении высшего образования проявляются очень разнообразно, и могут проявляться через месяцы и даже годы от ситуации их формирования. Из-за этого до текущего момента не было собрано достаточного количества данных, вместе с тем, анкетирование 150 человек показало наличие опыта дидактогенического воздействия в 40% (!) случаев.
Научная группа сформировала анкету для диагностики и скрининга дидактогений в анамнезе студентов и провела исследование на 1000 человек для того, чтобы выявить, какие факторы и ситуации создают неблагоприятную среду для обучения и приводят к формированию дидактогений, и какие формы последствий могут иметь данные состояния. Также проводились очные психологические консультации.
Научная группа продолжает свою активность по данной тематике и на настоящий момент формирует план ещё 2 научных разработок на стыке психологии, педагогики, социологии и лингвистики. По результатам данного исследования была составлена психологическая методика оценки наличия, вида и выраженности дидактогений у студентов высших учебных заведений, была разработана программа индивидуальных консультаций и тренинговое занятие по профилактике нарушений, связанных с качеством и продуктивностью образовательного процесса. Всё это поможет предотвратить и скорректировать нежелательные состояния, более научно подходить к построению образовательного процесса и улучшить среду подготовки будущих профессионалов множества предметных областей.
Статья, подготовленная по итогам проекта:
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte